ssserge (ssserge) wrote,
ssserge
ssserge

Городская трамвайная электростанция на Болотной набережной. Реконструкция и раскопки. Анализ фактов

Городская трамвайная электростанция на Болотной набережной. Реконструкция и раскопки
В связи с появившейся в сети публикацией по поводу раскопок Городской трамвайной электростанции (ГЭС-2) на Болотной набережной в Москве хочу представить факты и свои исследования и соображения на эту тему. Оговорюсь сразу, что мои предположения могут быть не совсем верными и если у кого-то есть более веские доказательства – пишите в комментариях.

Посмотрев видеоролик «Раскопки старой электростанции в центре Москвы» и в целом согласившись с весьма убедительными доводами Председателя – автора ролика, мне захотелось самому разобраться в теме «раскопок» Городской трамвайной электростанции. Вкратце, Председатель в ролике утверждает, что здания на острове Балчуг намного старше, нежели нам заявляют.



Руководствуясь принципом «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» 29 декабря 2017 года я решил сделать вылазку в район стройки и посмотреть на реконструкцию электростанции своими глазами, благо с Патриаршего моста территорию стройки видно как на ладони. На месте мне удалось попасть на территорию стройки и запечатлеть реконструкцию и внутри здания.
Итак, смотрим (фотографии увеличиваются):

Реконструкция Городской трамвайной электростанции. Вид на стройплощадку с Патриаршего моста Реконструкция Городской трамвайной электростанции. Вид на стройплощадку с Патриаршего моста

Реконструкция Городской трамвайной электростанции. Вид на стройплощадку с Патриаршего моста Реконструкция Городской трамвайной электростанции. Вид на стройплощадку

Реконструкция Городской трамвайной электростанции. Бывшее машинное отделение Реконструкция Городской трамвайной электростанции. Внутри здания

Далее мы рассмотрим эти и другие фото подробнее по мере раскрытия темы.

Вот фотографии «раздраконенного» котельного отделения ГЭС-2 накануне реставрации (февраль 2017 года) с проекта «Геометрия настоящего»:

Бывшее котельное отделение, 2017 г. Бывшее котельное отделение, 2017 г.
Еще фотографии с этого мероприятия можно посмотреть здесь.


Исторические факты


Проанализируем исторические факты, имеющиеся в свободном доступе в сети касающиеся Городской трамвайной электростанции до 1913 года, т.к. дальнейший период не представляет интереса в плане ее строительства.

На странице сайта «Музей истории Мосэнерго» опубликована официальная история Городской трамвайной электростанции: http://www.mosenergo-museum.ru/History_of_Mosenergo/Historical_Review/12148/

Давайте проверим... Итак, вот что мы имеем в хронологическом порядке.

На берегу Канавы (Водоотводного канала) 25 сентября 1904 года была заложена Центральная Электрическая станция Московских городских железных дорог:

Закладка Центральной Электрической станции, 1904 г.
Источник: https://pastvu.com/p/19652

Председатель сомневается в истинности этой фотографии. И, действительно, мы видим флаги – как будто это какая-то демонстрация – достаточно странно. Но на переднем плане, в центре, – фрагмент кирпичной стены, ближе к центру – начальство, виден батюшка с крестом в руке, вокруг – простые рабочие, справа виден каменщик в фартуке. Позади толпы можно угадать улицу или мост (Малый Каменный мост). На заднем же плане виден 3-этажный дом князя Прозоровского в начале Большой Полянки и 2-этажный дом перед ним, на котором должна быть вывеска магазина «Обувь» (ее не видно). Стена слева – скорее всего часть пакгауза Винно-Соляного двора. Проанализировав другие фотографии того периода, я могу утверждать, что место съемки соответствует действительности, да и действие не вызывает сомнений.

Далее – 1907 год. В 1907 году электростанция была открыта.
«Строительство велось по проекту архитектора В.Н.Башкирова при участии знаменитого инженера В.Г.Шухова. Пуск первой очереди станции произошел в торжественной обстановке, в присутствии городского головы Н.И.Гучкова 2 февраля 1907 года.»

Заметка из газеты «Русский голос» от 17 февраля 1907 года:
«Состоялось торжественное освящение центральной электрической станции для городских трамваев.
Третьего дня состоялось торжественное освящение центральной электрической станции для городских трамваев после молебствия, на котором присутствовали: помощник градоначальника В.А.Короткий, городской голова Н.И.Гучков, гласные и члены управы, инженеры и др. Супруга городского головы В.П.Гучкова разрезала ленту национальных цветов, которой были связаны рычаги машины, и турбо-динама в 6 тыс. лошадиных сил была пущена в ход. После молебствия был исполнен народный гимн. Приглашенным лицам были предложены шампанское и фрукты.»
Источник: http://togda.moscow/event/152

На сайте «Музей истории Мосэнерго» опубликован репортаж об открытии электростанции (данных о репортаже, для какого издания и когда был сделан, – нет).
Смотрим фотографии с открытия:

Освящение Центральной Электрической станции, 1907 г.
Источник: https://pastvu.com/p/45470

Освящение Центральной Электрической станции, 1907 г.
Источник: https://pastvu.com/p/653341

Все в порядке вещей: батюшки совершают молебен, а начальство и миряне – стоят и внимают молитвам. А то, что в помещении поставили множество пальм и деревьев можно списать на прихоть руководства.

Теперь посмотрим на фотографии электростанции, сделанные в период 1907–1910 годов:

Трамвайная электростанция, 1907-1910 г.
Источник: https://pastvu.com/p/46597

Трамвайная электростанция, 1907-1910 г. Трамвайная электростанция, 1908 г.
Источник: https://pastvu.com/p/108016. Дата в источнике не правильная. Наводнение 1908 года. Вид на Берсеневскую набережную. Источник: https://pastvu.com/p/106623


Видно, что электростанция в тот период была где-то раза в два меньше и имела всего две трубы.

И вот в 1910–1912 году мы видим привычную для нас электростанцию с 4мя трубами:

Трамвайная электростанция, 1910-1911 г.
Источник: https://pastvu.com/p/728

О чем это говорит? Это говорит о том, что в 1910–1912 году электростанция была реконструирована, производственные мощности ее были увеличены.
Косвенные ссылки на эту реконструкцию есть и в материале из Википедии и на сайте «Музей истории Мосэнерго»:
«Монтаж и ввод в эксплуатацию новой мощности на Трамвайной электростанции был произведен в 1910–1912 годах. Дополнительно было установлено 20 паровых котлов и четыре турбогенератора.»
Внятного материала о реконструкции 1910–1912 годов на ГЭС-2 в сети я так и не нашел.

Возможно реконструкция выглядела как-то так:

Расширение и реконструкция Центральной электростанции «Общества электрического освещения 1886 г.» в Санкт-Петербурге в 1906–1907 гг.
Источник: https://pastvu.com/p/121763
Это расширение и реконструкция Центральной электростанции «Общества электрического освещения 1886 г.» в Санкт-Петербурге в 1906–1907 гг.

В 1912–1913 годах на башенке ГЭС-2 появились часы:

Трамвайная электростанция, 1912-1913 г.
Источник: https://pastvu.com/p/55399

Интересно, что какое-то время после открытия станции в башне зияла дыра, предназначенная для часов. Почему часы поставили не сразу, а спустя несколько лет?

А что же было на месте Городской трамвайной электростанции на Болотной набережной до 1904 года?

Автор видеоролика «Раскопки старой электростанции в центре Москвы», Председатель, подводит нас к мысли, что здание Городской трамвайной электростанции – какое-то античное сооружение, которое не строилось в ХХ веке, а было откопано. Как говорится: «что ищешь, то и найдешь».

По этому поводу возникает множество вопросов. Главный вопрос: как такое огромное здание могло находиться с древних времен в центре крупного города и не быть задействованным в какой-либо хозяйственной, религиозной или иной деятельности? Город развивался, строились дома, рождались люди, и долгие века перед их «ясны очи» маячило циклопическое здание. Его не разобрали на кирпич, его не использовали для зрелищ и т.д. И только в ХХ веке вдруг решили: «Давайте-ка, согласно новой генеральной линии наш Колизей превратим в промышленный комплекс»...

Председатель показывает нам старинные карты Москвы с сайта www.retromap.ru, где на месте станции то появляются, то исчезают какие-то постройки. Постройки, действительно, то появляются, то исчезают, но из всего этого Председатель делает неправильные выводы.

На большинстве карт все же на этом месте мы видим постройки Винно-Соляного двора как, например, на карте 1859 года:

Фрагмент карты 1859 года
Источник: http://www.retromap.ru/m.php#r=081859&z=17&y=55.743473&x=37.612836
Обратите внимание, в центре Винного двора мы видим пруд.

Так что же было на месте Городской трамвайной электростанции до 1904 года?
Да вот что, смотрите сами:

Фрагмент панорамы с храма Христа Спасителя, 1867 г.
Это фрагмент панорамы с храма Христа Спасителя 1867 года. Была такая. Не знали?

Рассмотреть панораму Москвы 1867 можно на сайте Храмы России:
http://www.temples.ru/panorama.php?PanoramaID=142
А здесь панорама 1867 года совмещена с 2017 годом, можно сравнивать:
https://www.360cities.net/image/moscow-time-machine-1867-2017

Хорошо видно, что в 1867 году на месте ГЭС-2 находились пакгаузы Винно-Соляного двора. Никакого античного здания на этом месте не наблюдается. По форме пакгаузы напоминали правильное каре – с квадратным пожарным прудом в центре. Сравните конфигурацию с картой.
На переднем плане панорамы – Церковь Николая Чудотворца на Берсеневке. Можно увидеть новую колокольню храма построенную в 1854 году и снесенную в 1932 году.

Мимоходом хочу заметить, что на панораме 1867 года «откопанных» зданий кондитерской фабрики «Красный Октябрь» из красного кирпича также не наблюдается.

Вот еще вид на Берсеневскую набережную, 1900–1906 год:

Вид на Берсеневскую набережную, 1900–1906 г.
Источник: https://pastvu.com/p/503896
На заднем плане не наблюдается ни труб, ни производственных зданий электростанции.

А вот нашлась и фотография (может быть единственная) со строительством трамвайной электростанции, сделанная с крыши музея Александра III в период с 1904 по 1905 год:

Вид с крыши музея Александра III, 1904-1905 г.
Источник: https://pastvu.com/p/98


Архитектура здания


Теперь рассмотрим архитектуру трамвайной электростанции.
Посмотрим, какие электростанции строили в то время.

Центральная трамвайная электростанция в Санкт-Петербурге, 1907 год:

Центральная трамвайная электростанция в Санкт-Петербурге, 1907 г.
Источник: https://pastvu.com/p/121764
Ничего не напоминает?

Главный корпус Центральной трамвайной электростанции в Санкт-Петербурге, 1907 год:

Главный корпус Центральной трамвайной электростанции в Санкт-Петербурге, 1907 г.
Источник: https://pastvu.com/p/121307

А вот современная фотография той же электростанции в Санкт-Петербурге:

Центральная трамвайная электростанция в Санкт-Петербурге
Такое же отверстие, как и в московской в башенке «под часы».

Электростанция Общества электрического освещения в Санкт-Петербурге, 1900–1910 гг.:

Электростанция Общества электрического освещения в Санкт-Петербурге, 1900–1910 г.
Источник: https://pastvu.com/p/117272

Лукьяновская электростанция в Киеве:

Лукьяновская электростанция в Киеве
На реконструкцию Лукьяновской электростанции можно посмотреть здесь.

Стоит ли продолжать этот список? Похоже, что все построенные в то время электростанции имели схожие архитектурные решения. Налицо «архитектурные излишества», немыслимые в производственных зданиях в наше время.


Конструкция здания


Рассмотрим теперь в общих чертах конструкцию здания нашей Московской трамвайной электростанции.

О конструкции здания можно узнать из репортажа об открытии электростанции, опубликованном на сайте «Музей истории Мосэнерго».

Посмотрим на электростанцию сверху:

Трамвайная электростанция. Вид сверху
Электростанция состояла из:
1. Котельного отделения (котельной);
2. Машинного зала;
3. Подвальных помещений;
4. Двух флигелей, пристроенных к машинному залу:
4.1. Левый флигель;
4.2. Правый флигель (с башенкой).

Под котельным отделением и машинным залом также находились подвальные помещения.

Посмотрим на старый чертеж электростанции (вид сбоку, в разрезе):

Чертеж трамвайной электростанции
На этом чертеже виден машинный зал, подвальные помещения, но здесь нет котельного отделения (оно должно быть справа). Хорошо видны турбогенераторы и мостовой кран в машинном зале. На чертеже видно также два подвальных помещения – одно находилось под машинным залом, другое – примыкало к зданию; в подвалах находились насосные установки.


Котельное отделение


«Пар входит в турбогенераторы из котельного отделения, расположенного рядом с машинной залой. В котельной помещаются 8 паровых котлов, каждый на 300 кв. метров поверхности нагревания. Оставлено место еще для 8-ми котлов, которые будут установлены для 3-го турбогенератора. Котлы отапливаются нефтью, а вода в них подается из трубопровода. Паровые котлы расположены в одну линию, четырьмя группами или батареями, в каждой по 2 котла.» (Из репортажа об открытии)

Вот так выглядела котельная после открытия:

Котельное отделение, 1907-1917 г.
Источник: https://pastvu.com/p/30383
Зал паровых котлов. Весьма просторное помещение. Видны работники, места для отдыха у них аскетичны – стол и два стула в зоне обслуживания.

Вот так котельная выглядела на момент начала реконструкции 2017 года:

Котельное отделение, 2017 г.
Частично демонтирован пол, обнажилось подвальное помещение.

Вот так выглядела котельная 29.12.2017 г. (на момент реконструкции):

Вид на котельное отделение, 2017 г.

Вид на котельное отделение, 2017 г. Вид на котельное отделение, 2017 г.


Машинный зал


В машинном зале располагались турбогенераторы и распределительный щит.

«В обширной двухсветной зале размещены большие турбогенераторы для выработки электрической энергии, составляющие главную часть всего оборудования станции. Пока на станции находятся два турбогенератора, из которых только один в настоящее время будет работать, а другой является запасным. Третий турбогенератор, для которого отведено уже место в зале, заказан и будет готов к окончанию срока контракта с Электрическим Обществом, с главной станции которого отпускалась электрическая энергия для городских нужд... От турбогенератора вся электрическая энергия поступает в электрический щит, представляющий собою железобетонное сооружение в 3 этажа с площадкой вверху. Внутри щита установлены все вводы, шины, приборы, а управление всем высоким напряжением сосредоточено на верхней площадке. Управление же низким напряжением – в третьем этаже щита. Из распределительного щита ток идет по кабелям, проложенным по дну Москвы-реки, и направляется на подстанции.» (Из репортажа об открытии)

Вот так выглядел машинный зал после 1907 года:

Машинный зал
Источник: «Музей истории Мосэнерго»
На переднем плане хорошо видно два турбогенератора, установленных в начале эксплуатации станции. В середине зала находился распределительный щит. На заднем плане, над аркой противоположной стены находился мостовой кран. На боковых стенах, на колоннах, хорошо видны подкрановые пути из двутавровых балок, по которым перемещался мостовой кран. Оказывается мостовые краны уже использовались в то время.

Вот так выглядел машинный зал 29.12.2017 г. (на момент реконструкции):

Машинный зал, 2017 г.

Машинный зал, 2017 г. Машинный зал, 2017 г.
Под потолком на заднем плане виден еще пока что не демонтированный мостовой кран, на боковых стенах, на колоннах, – подкрановые пути. Видно, что мостовой кран заменили, а вот подкрановые пути как были изначально, так и остались такими же. Горизонтально пересекающие пространство помещения трубы – это, судя по всему, «стяжки» – находятся чуть ниже уровня пола. Пространство под этими трубами ранее было подвальным помещением под машинным залом. Снизу подвал заканчивался там, где заканчивается стена и установлены подпорки из двутавровых балок.

Как видно – ничего нового не отрыли.


Подвальные помещения


Всего у электростанции было три основных подвальных помещения. Из чертежа станции видно, что одно их них находилось под машинным залом, другое – примыкало к зданию, перед машинным залом, и третье находилось под котельным отделением.

«Под машинным отделением в подвале помещаются насосная станция, конденсаторы, воздушный насос и трансформаторы, на насосной станции установлены два насоса по 180 лошадиных сил, рассчитанные каждый на подачу из Москвы-реки или Водоотводного канала 500 тысяч ведер воды в час (на всю работу станции), направляемой по 42-х дюймовым трубам в конденсаторы для охлаждения поступающего туда из турбогенераторов отработанного пара... В том же подвале находятся три трансформатора...» (Из репортажа об открытии)

Насосное отделение, 1907 год:

Насосное отделение, 1907 г.
Источник: «Музей истории Мосэнерго»

Вот так выглядели примыкающие к машинному залу подвальные помещения 29.12.2017 г. (на момент реконструкции):

Насосное отделение, 2017 г.

Насосное отделение, 2017 г.
Снизу хорошо видна боковая стена, на ней есть следы отвалившейся краски. Это говорит о том, что стена не была засыпана землей, а была именно стеной в подвальном помещении. Снизу подвал заканчивался там, где заканчивается стена и установлены подпорки из двутавровых балок. Почему подпорки установлены именно так, как они держатся, что конкретно делают там строители и какова технология реконструкции – мне неизвестно. Если кто-то знает – пишите в комментариях.

«Крыша» подвала очевидно лежала на двутавровых балках, которые проходили горизонтально и видны над трактором. Остальные балки срезали, хорошо видны места выхода балок из стены.

Трубы, торчащие из стены под косым углом и отверстия в них, – это последствия усиления фундамента здания путем устройства буроинъекционных свай. Стены фундамента бурятся, а затем в отверстия вставляются трубы, типа того, как бурят скважины под колодцы.

И здесь как видно ничего нового не отрыли.


Флигели


Флигели вероятно предназначались для административных или хозяйственных нужд электростанции.

Рассмотрим правый флигель (с башенкой).
Вот так выглядел этот флигель 29.12.2017 г. снаружи (на момент реконструкции):

Трамвайная электростанция. Реконструкция флигеля с башенкой, 2017 г.

Заглянем внутрь.
Подвал флигеля:

Подвал флигеля, 2017 г.
Пол демонтирован.

2-ой и 3-ий этаж:

Межэтажное перекрытие демонтировано, 2017 г.
Перекрытие между этажами демонтировано.

Частично демонтированный пол 2-го этажа:

Реконструкция внутренних помещений, 2017 г.

Реконструкция внутренних помещений, 2017 г.
Помещения пронизывают металлические двутавровые балки, на которых лежал пол.

Реконструкция внутренних помещений, 2017 г.
В правом верхнем углу хорошо виден ряд срезанных двутавровых балок, на которых лежал пол, в центре – полукруглая арка проема в стене.

Хорошо видно, что балки были встроены в стену изначально, а не монтировались в уже построенное здание. Таким образом главное мы увидели, и этот факт еще раз подтверждает то, что здание строилось не так давно.

Да, наверное, вы с Председателем хотите узнать, что же все-таки спрятано от нас вот в этих закрытых пленкой паллетах, находящихся под Патриаршим мостом?

Временный склад под Патриаршим мостом

Да вот что:

Документация на паллете

Документация на паллете
Конечно же, это никак не могут быть демонтированные элементы ограждения в «Проекте по переносу и воссозданию ограды». Это же откопанные античные амфоры и статуи, бережно упакованные и приготовленные для продажи за границу :).

Остались ли у вас еще вопросы по поводу строительства трамвайной электростанции?


P.S. 1

Здесь можно посмотреть интерьер здания электростанции на 26 мая 2016 года:
http://www.the-village.ru/village/city/architecture/237539-ges-2
ГЭС-2 – что было и что будет – от электростанции для трамваев до культурного центра:
http://rusila.su/2017/03/14/ges-2-ot-elektrostantsii-dlya-tramvaev-do-kulturnogo-tsentra


P.S. 2

Вплотную со стройкой, прямо под Патриаршим мостом реконструируют древние кирпичные постройки. Я пришел к выводу, что это пакгаузы Винно-Соляного двора. Основная часть Винно-Соляного двора была построена в XVIII века. А эти пакгаузы пристроены где-то между 1867 и 1904 годом. Удалось запечатлеть красивые древние кирпичные арочные своды. Скорее всего стены и потолки будут облицованы современными материалами.

Пакгаузы Винно-Соляного двора, 2017 г.

Пакгаузы Винно-Соляного двора, 2017 г.

Разборка Винно-Соляного двора, 1909 г.:

Разборка Винно-Соляного двора, 1909 г.
Источник: https://pastvu.com/p/669064


P.S. 3

Между котлованом стройки и Домом на набережной расположена кирпичная ограда. Сверху забора – как и положено – колючая проволока. Возможно, это сохранившаяся стена от построек Винно-Соляного двора.

Кирпичная стена

Кирпичная стена

Жажда жизни
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments